wrapper

Новости дня

5 июня отмечается Всемирный день окружающей среды, который празднуется ежегодно, начиная с 1972 года. Накануне этой даты о новых тенденциях и технологиях минимального воздействия на окружающую среду в беседе с корреспондентом «Народной газеты» рассказал заместитель директора по науке и образованию Института водных проблем, гидроэнергетики и экологии Национальной академии наук Таджикистана, кандидат технических наук Номвар Курбон.

Основатель мира и национального единства – Лидер нации, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон в Послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан 28 декабря 2023 года уделил серьезное внимание развитию «зеленой экономики» в Таджикистане.

«В 2023 году производство электроэнергии в стране полностью обеспечено за счет возобновляемых источников, то есть на 100% «зеленой энергией» (в настоящее время 98%), на этой основе по международным стандартам до 2037 года выбросы парниковых газов будут сокращены до предела. То есть Таджикистан, как ведущее государство мира по развитию «зеленой экономики», в 2037 году фактически станет «зеленой страной», - заявил в своем Послании уважаемый Лидер нации.

Будущее за «зеленой экономикой»

Начиная беседу, Номвар Курбон отметил, что «зеленая экономика» является одним из современных направлений экономической науки, она вошла в область науки в конце XX века, и в ее рамках рассматриваются другие отрасли экономики, зависящие от элементов окружающей природы.

«То есть данный подход экономической науки подчеркивает необходимость снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и направлен не на экономическое развитие какими-либо средствами, а на устойчивое развитие с наименьшими экологическими рисками. Поэтому в последние годы понятие «зеленая экономика» было на устах ученых, политиков, исследователей и экспертов в области охраны окружающей среды, сельского хозяйства, энергетики, экономики и т.д. То есть за последние годы в международных документах появились фразы «зеленая энергетика», «зеленая промышленность», «зеленый рынок», «зеленая занятость», «зеленый капитал», «зеленая анархия», «зеленая политика», «зеленый переход», а в некоторых источниках используются «зеленые инновации», то есть новые технологии с минимальным воздействием на окружающую среду, включая возобновляемые источники энергии (вода, солнце, ветер, геотермальная энергия, биомасса)», - говорит Номвар Курбон.

По словам собеседника, понятие «зеленая экономика» включает в себя различные идеи экономики и философии, в том числе феминистскую экономику, экономику ресурсов, экологическую экономику, экономику окружающей среды, постмодернизм, антипотребительство, антиглобализацию, теорию международных отношений и т. д.

«В целом «зеленая экономика» включает в себя такую экономическую систему, в которой экологически чистые и экономически эффективные технологии должны стать основой устойчивого экономического развития. По другому мнению, концепция «зеленой экономики» призвана исправить недостатки рыночной и институциональной системы существующей модели развития и тем самым превратить экономику в эффективный инструмент решения проблем устойчивости биосферы. Благодаря новой модели основной приоритет отдается рыночным механизмам повышения энергоэффективности, сокращения выбросов парниковых газов и перехода на возобновляемые источники энергии.

В настоящее время общество различает суть словосочетания «зеленая экономика» в разных значениях. Первая группа считает, что это новая область экономической науки, улучшающая природу окружающей среды. Другая сторона понимает это как новую технологию и некую экосистему, призывающую природу к помощи и пользе. Третья группа считает, что «зеленая экономика» – это новый переходный этап развития, основной целью которого является производство экологически чистой продукции.

Наряду с развитием теории «зеленой экономики» с каждым годом увеличивается и число ее сторонников.

Некоторые эксперты рассматривают «зеленую экономику» в широком смысле как способ экономической деятельности, способствующий повышению уровня жизни населения и обеспечению социальной справедливости, одновременно снижая риск для окружающей среды. В ограниченном смысле под ним понимаются технологии переработки, производства и использования оборудования для контроля и снижения выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов, мониторинга изменения климата, а также технологии энергосбережения и возобновляемой энергетики», - поведал ученый.

Орография региона и повышение температуры

Собеседник подчеркнул, что в 2016 году ООН определила 17 основных целей устойчивого человеческого развития на ближайшие 15 лет (2016-2030 годы), которые включают в себя важнейшие социальные, экономические и экологические проблемы мирового сообщества.

«Поскольку Центрально-Азиатский регион представляет собой обширную территорию и сложную орографию, то есть на юге расположены низменности и обширные пустыни, на юго-востоке - высокие горы, поэтому на его границе разные климатические условия. Иными словами, равнины в северной части региона представляют собой равнинные ландшафты, а в центральной и южной части – полупустынные и пустынные ландшафты. В зависимости от климатических условий территория Центральной Азии делится на 5 климатических поясов: 1) пустынный климатический пояс, 2) сухой равнинный климатический пояс, 3) предгорный климатический пояс, 4) горный климатический пояс и 5) высокогорный климатический пояс пустынь. Несмотря на такое климатическое районирование, для климата стран Центральной Азии характерна общерегиональная характеристика - расположение в центре континента, для которого характерны большая амплитуда изменений температуры воздуха в течение года и небольшое количество осадков. По оценкам ученых, повышение температуры воздуха, которая является одним из основных индикаторов глобального потепления климата, в странах Центральной Азии имеет следующую картину за десятилетие: в Казахстане 0,28°С (1940-2015 гг.), в Узбекистане 0,27°С (1950-2013 гг.), в Туркменистане 0,43°С (1961-2017 гг.), в Таджикистане 0,1-0,2°С (1940-2012 гг.) и в Кыргызстане 0,0248°С. (1960 по 2010 гг.). Отсюда видно, что во всех климатических регионах Центральной Азии наблюдается повышение среднегодовой температуры», - заявил климатолог.

Национальная стратегия развития

Номвар Курбон отметил, что в 2016 году в Республике Таджикистан была разработана и принята Национальная стратегия развития на период до 2030 года (НСР-2030). В ней определено 20 основных целевых, 15 социальных, 16 междисциплинарных индикаторов и международных сравнений, всего 56 индикаторов. Одним из показателей является международное сравнение, по индексу гендерного неравенства Таджикистан занимает 69 место среди 155 стран, а по показателю экологической устойчивости – 154 место среди 178 стран. Необходимо отметить, что в 2000 году Республика Таджикистан занимала 112 место по индексу человеческого развития, а рост этого показателя в стране за 1995-2000 годы был равен +6.

По сравнению с Таджикистаном страны Центральной Азии в этом рейтинге находились на следующих позициях: Казахстан - 79, Туркменистан - 87, Узбекистан - 95 и Кыргызстан на 102 месте. Известно, что за 1992-1997 годы две трети экономики Таджикистана было разрушено, пострадали все отрасли, особенно промышленность, которая является драйвером экономики и формирует средний класс общества. Хотя после распада Советского Союза все показатели, в том числе индекс человеческого развития, в постсоветских странах снизились, уже в 1995-2000 годах ряд стран, в том числе Латвия (+39), Эстония (+35), Литва (+30), Россия (+12), добился значительного развития в этой сфере. Поскольку экономика Таджикистана в этот период понесла большие потери, уровень 1991 года она преодолела лишь в 2012 году, в то время как другие страны бывшего СССР преодолели его в 2006 году.

В фокусе внимания Правительства

По словам ученого, проблемы перехода к Целям устойчивого развития (ЦУР) и внедрения «зеленой экономики» побудили Правительство Республики Таджикистан обратить особое внимание на использование природных ресурсов, в том числе водных, и тем самым добиться устойчивого экономического развития.

«Поскольку вода играет решающую роль в этом направлении, расширение и развитие современной экономики глубоко зависят от рационального использования природных ресурсов, особенно воды. Поэтому одной из базовых основ и главным фундаментом Республики Таджикистан на пути перехода к устойчивому развитию являются альтернативные источники энергии, особенно гидроэнергетика. Поскольку Таджикистан обладает большим ресурсом возобновляемой энергии, он занимает 8-е место по мощности гидроэнергетики после Китая, России, США, Бразилии, Конго, Индии и Канады. По расчетам мощность возобновляемых источников энергии на территории Таджикистана такова: гидроэнергетика – 527 млрд. кВтч/год, солнечная энергетика – 3103 млрд. кВтч/год, энергетика биомассы – 2 млрд. кВтч/год, ветроэнергетика – 25-150 млрд. кВтч/год, геотермальная энергетика – 450 млрд. кВтч/год.

Частичное использование этого огромного энергоресурса обеспечивает электроэнергией всю энергоемкую деятельность страны, а остальное стабилизирует энергетический баланс и экологическую ситуацию Центрально-Азиатского региона. Принимая во внимание этот огромный энергетический потенциал, международные организации показывают, что Таджикистан входит в шестерку ведущих стран мира по производству «зеленой энергии», то есть экологически чистой энергии», - отметил ученый.

Выбросы парниковых газов

Номвар Курбон, продолжая беседу, подчеркнул, что благодаря небольшому количеству выбросов парниковых газов Таджикистан находится на одном из самых высоких мест, а если «чистую» электроэнергию, производимую в стране, использовать в электромобилях, то можно снизить потребность страны в нефтепродуктах, тем самым защитив окружающую среду. Потому что одной из главных экологических проблем и фундаментальной причиной глобального потепления климата и загрязнения атмосферы является выброс парниковых газов, а по имеющимся данным выброс таких газов на душу населения находится на самом высоком уровне в субрегионе Северо-Центральной Азии.

«Несмотря на увеличение мощности возобновляемых источников энергии, доля этих отходов в общем объеме отпуска электроэнергии очень невелика, составляя примерно 3,4% от общего объема электроэнергии. Субсидии в секторе добычи топлива в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП) выше, чем в других субрегионах Северо-Центральной Азии, они составляют 12,1% в Кыргызстане, 6,9% в Туркменистане и 4,4% в Узбекистане. При этом 80% энергии, используемой человеком, производится в результате сжигания угля, нефти и газа. Также более 70% населения планеты проживает в городах, потребляет треть добычи мировых ресурсов, а потребление энергии в городах равно 75%. Поэтому, чтобы изменить эту ситуацию, человечество должно попытаться перейти к чистой энергетике, основанной на «нулевых отходах». Конечно, для достижения чистой энергетики необходимы новые технологии, и должны быть созданы механизмы, стимулирующие развитие возобновляемых источников энергии», - говорит специалист.

Альтернативные источники энергии

Ученый также рассказал об опыте применения альтернативных источников энергии.

По его словам, одними из способов борьбы с глобальным потеплением климата, загрязнением атмосферы и адаптацией деятельности человека к изменению климата являются сокращение промышленных и бытовых отходов, увеличение лесных массивов, переход на альтернативные источники энергии, производство и использование экологически чистой продукции.

«Использование солнечной и ветровой энергии, малых рек и биогаза имеет очень хорошие перспективы в Таджикистане. Например, использование солнечных водонагревателей в городах и поселках приводит к экономии дров и электроэнергии, а вместо топлива из навоза животных можно производить биогаз, что в десять раз эффективнее. Или за счет строительства малых ГЭС можно обеспечить несколько домохозяйств дешевой и чистой электроэнергией круглый год. Поэтому в рамках государственной программы «Комплексная целевая программа широкого использования возобновляемых источников энергии, таких как энергия малых рек, солнца, ветра, биомассы, энергии подземных источников на 2007-2015 годы» в течение 2009-2010 годов в регионах реализованы три проекта в Шахине, Муминабаде и Ховалинге, которые демонстрируют практическую реализацию программы и эффективное использование возобновляемых источников энергии в стране. Именно с этой целью предусмотрена диверсификация мощностей электроэнергетической системы Республики Таджикистан за счет увеличения мощности других источников энергии.

Поэтому широкое использование возобновляемых источников энергии важно для социально-экономического развития всех стран и формирования «зеленой экономики» в мире», - поведал специалист.

Вместо резюме

Климатолог отметил, что переход к этой системе, прежде всего, требует поиска эффективных и рациональных методов использования природных ресурсов.

«При этом для реализации ЦУР и дальнейшего внедрения «зеленой экономики» необходима большая финансовая поддержка, как со стороны государственного бюджета, так и с помощью привлечения инвестиций. В документах, принятых Правительством Республики Таджикистан, и международных нормативных документах подчеркивается, что целью перехода Таджикистана к устойчивому развитию являются, прежде всего, обеспечение социально-экономической стабильности, поддержание благоприятной среды обитания, рациональное использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, производство экологически чистых и экономически эффективных товаров и продуктов», - резюмируя беседу, отметил Номвар Курбон.

Акмал Маннонов

http://www.narodnaya.tj/index.php?option=com_content&view=article&id=20110:2024-06-06-08-46-02&catid=63:obshestvo&Itemid=170 

Яндекс.Метрика